При изучении различных мифов о культурных героях (божественного или зооморфного рода) этиографы убеждались, что необходимо тщательно различать их сознательную творческую деятельность и те блага, которые люди получили от них случайно. В связи с этим возникает интереснейший вопрос: почему божество должно дать человеку культуру?
читать дальше Вероятно, ответ складывается из двух составляющих. Первая: если божество и делает это, то "подарок", как таковой, не является его главной целью. Результат вторичен, по сравнению с его желанием выразить и реализовать себя. Божество не может осуществить себя в пустоте и поэтому стремиться эту пустоту как-то наполнить. Там появляется человек, а далее события разворачиваются как "роман" между человеком и божеством. Следовательно, человек более или менее принудительно вовлекается в космическую жизнь. Но это только половина правды. Человек создает мифы, прежде всего для себя и в себе. Сакральный мир интересует людей не ради праздного интереса или собственно познания, но в корреляции с миром профанным, т.е. с человеческим. Миф о первотворениях и первоблагах возникает "от обраткого": как концепция, объясняющая появление и характер человеческого бытия.
Апинян Т. А. "Мифология", стр.112